Природа "Куфра"
В противоположность истинному мусульманину существует человек, который, хотя и рожден мусульманином и бессознательно остается им всю жизнь, не использует свой дар разума и интуиции для сознательного признания своего Господа и Создателя и неправильно использует свободу выбора, предпочитая безбожие. Такой человек становится неверующим, или кафиром.
Слово «куфр» по-арабски буквально означает «покрывать» или «скрывать». Человек, отрицающий Аллаха, называется кафиром (укрывателем), потому что скрывает за своим неверием то, что присуще его натуре и сохранено в его собственной душе, — ведь на самом деле его природа инстинктивно является мусульманской. Мы уже говорили, что каждая частичка окружающего мира — живого и неживого функционирует в соответствии с Исламом и выполняет обязанность, возложенную на нее. Но зрение кафира не позволяет ему увидеть очевидное, ибо его интеллект затуманен. Его собственная сущность скрыта от его глаз, и он думает и поступает, полностью игнорируя ее. Действительность от него отдалена, и он бредет в потемках — такова природа куфра.
Куфр — это форма невежества, а вернее, полнейшее и элементарное невежество. Что может быть невежественнее, чем не знать о существовании Аллаха, Творца и Владыки Вселенной? Человек видит обширную панораму природы, этот великолепный механизм не прекращающий работать, величественный план которого очевиден. Каждым уголком сознания человек наблюдает за этой огромной машиной, но не признает, что у нее есть Создатель и Руководитель. Он смотрит на свое собственное тело, чудесный организм, который работает непостижимым образом, и использует его для достижения своей собственной цели, но не в состоянии осознать ту силу, которая даровала ему жизнь, признать того Инженера, который запроектировал и привел в движение эту машину, того Творца, который создал уникальное живое существо из неживой материи: угля, кальция, натрия и т.п. Человек — свидетель замечательного плана Вселенной, но ему не удастся видеть того, кто планирует. Он созерцает красоту и гармонию, но не замечает за этим Самого Создателя, наблюдает чудесную композицию в природе — но не самого ее автора! Он не хочет видеть того, кто создал эту огромную непостижимую Вселенную, Как может человек, закрывающий глаза на действительность, приблизиться к истинным перспективам знаний? Как можно, ошибавшись в начале пути, прийти к верной конечной цели? Ему не удастся подобрать ключ к действительности. Праведный путь останется закрытым для него, и, что бы он ни предпринял в точных науках и искусстве, он никогда не сможет воспользоваться светом истины и мудрости. Он будет брести в потемках, спотыкаясь во мраке невежества. Но это еще не все; куфр еще и тирания, худшая из тираний, т.е. акт жестокого и несправедливого использования силы и власти. Мы увидели, что все сущее подчиняется Аллаху, Творцу, живет в согласии с Его волей и законом или, проще говоря, является мусульманским по своей природе.Аллах дал человеку огромную власть над окружающим миром, но тот, кто не повинуется Аллаху и становится кафиром, совершает великую несправедливость, ибо использует все силы души и тела, чтобы восстать против их естества. Они становятся безвольным инструментом в драме непослушания. Он заставляет себя склонять голову перед другими божествами, но не перед Богом, лелеет в своем сердце любовь, почтение и боязнь перед другими силами. Он использует свои собственные силы и все те вещи, над которыми он имеет власть, против явно выраженной воли Господней, и тем самым устанавливает власть тирании. Может ли быть большая несправедливость, тирания и жестокость, чем та, что демонстрируется человеком, который неправильно использует свою власть над вещами и другими людьми, навязывая им всем путь, оскорбляющий природу и справедливость?
Куфр — это не просто деспотизм; это, по меньшей мере, бунт, неблагодарность и неверие. В конце концов, в чем сущность человека? В чем его сила и власть? Является ли он сам творцом своего разума, своего сердца, своей души и всех органов тела или все это сотворено Аллахом? Он ли сам создал Вселенную или она была создана Аллахом? Кто использовал все эти силы и энергию на службу человеку — человек или Аллах? Если все было сотворено Аллахом и только им одним, тогда кому же это все принадлежит? Кто истинный хозяин? Кто законный Господин? Поистине, это Аллах и никто больше! А если Аллах- Творец, Хозяин, Владыка, то кто больший бунтовщик, чем человек, который использует Господне творение против Его предписаний, кто заставляет свой разум измышлять против Аллаха, кто в своем сердце затаил мысли против Него, использовал свои способности, дарованные Им, против Господней воли? Если слуга предает своего хозяина, его объявляют неверным; если офицер изменяет родине, его называют предателем; если кто-то обманывает своего благодетеля, его презирают как неблагодарного. Но как сравнить это предательство, эту неблагодарность с тем, что совершает неверующий своим куфром? В конце концов, кто является источником всей силы и власти? Кто дал человеку власть над природой? Кто дал людям разум и силу? Все, что человек имеет, и все, что использует на благо других, есть дар Аллаха. Самый большой долг, который человек должен исполнять на земле, — это долг перед родителями. Но кто вселил в сердце родителей любовь детей? Кто наделил мать желанием и силой воспитывать, поддерживать и кормить ее детей? Кто вселил в родителей страсть отдать все, что они имеют, отдать детям ради благополучия их? Если немного подумать, то станет ясно, что Аллах — самый великий благодетель человека. Он — его Творец, кормилец, опора, властитель и повелитель. Вот почему не может быть большего предательства и неблагодарности, чем в куфре. Ведь неверующий отрицает Аллаха и не повинуется своему настоящему Господину и Повелителю. Однако, разумеется, совершая куфр, человек ни в коем случае не может причинить вред Аллаху всемогущему. Человек — ничтожное пятнышко на поверхности маленького шарика в этой бесконечной Вселенной; какой он может причинить вред Владыке Вселенной, чьи владения безграничны, а власть так велика, что миллиарды небесных тел, таких как Земля, Луна, Солнце, и звезды вращаются, как маленькие шарики, по его приказанию, чьи богатства несметны, ибо только Он является единственным хозяином Вселенной; Он обеспечивает всех, а сам не нуждается ни в чем. Человеческий бунт против Него не может причинить Ему вреда, но, с другой стороны, своим непослушанием человек пролагает себе дорогу к полной гибели и позору.
из книги
К пониманию ислама
Сайд Абул Ала Маудуди